Остеопороз — это системное заболевание скелета, характеризующееся снижением костной плотности и нарушением микроархитектоники костной ткани. Наиболее значительный клинический аспект — переломы шейки бедра, позвоночника и запястья.

Это типичная болезнь 21 века, перерастающая из «невидимой эпидемии» в «планетарную пандемию». Остеопорозом страдают от 1/3 до половины женщин после 40 лет и половина популяции обоих полов после 75 лет (факторы риска развития вторичного о/пороза имеют 40% мужчин и 25% женщин). У европеек риск переломов — 15%, после 80 лет риск переломов у каждой женщины возрастает на 3% ежегодно. Средний возраст при переломах позвоночника 65 лет, при переломах шейки бедра — 80 лет. После перелома шейки бедра до 25% пациентов умирают в течение 6 месяцев, только от 20 до 50% пациентов возвращаются к прежнему уровню подвижности и могут обходиться без посторонней помощи. Возрастной период развития остеопороза с течением времени неуклонно снижается, количество переломов увеличивается. По отчетам ВОЗ в 1990 г. зафиксировано 1,7 млн. переломов шейки бедра, а в 2050 г. ожидается порядка 6 млн.

Статьи по теме


Антропоморфное мышление (anthropomorphic thinking)

При А. м. действия животных и физ. объектов интерпретируются как рез-т процессов, аналогичных тем, к-рые приводят чел. к определенным осознаваемым действиям, связанным со знаниями, мотивацией, планированием и выбором. В XIX и начале XX в. мн. представители западной культуры полагали, что в мышлении не имеющих письменности народов доминирует антропоморфизм. Казалось, что религиозные верования и обычаи этих народов подтверждают подобную т. зр. Однако ее распространение на «примитивное мышление» вообще стало слишком большим преувеличением. Умение не имеющих письменности народов добывать себе пропитание, строить убежища и средства передвижения при помощи самых примитивных технологий позволяет предположить большую реалистичность их мышления. Это утверждение было подтверждено рез-тами мн. полевых исслед., в частности объяснениями верований и обычаев, полученных от самих представителей изучавшихся народностей. Во все времена и во всех культурах А. м., по всей видимости, возникало в тех случаях, когда реалистичное знание и технические приемы оказывались недостаточными для решения проблем. А. м. тж характерно для нек-рых аспектов религии. В новейшее время преимущества научного знания и его распространение на новые сферы жизни чел. оставляли все меньше возможностей для А. м. Именно этот факт лежит в основе возникновения трений между наукой и религией.

Особое значение для исслед. процессов, лежащих в основе А. м., а тж его распространенности имели три направления психол. исслед.: а) анализ мышления детей, проведенный Пиаже; б) психоаналитическая интерпретация нек-рых искажений мышления в виде проекций; в) анализ суждений в ситуации неопределенности, проводимый в соц. психол. и когнитивной науке.

Проникновение научных методов познания в психологию дало нек-рым психологам повод требовать полного запрета использования А. м. при анализе поведения животных и, более того, поведения людей. В оживленных дискуссиях жесткий объективизм бихевиористского движения постепенно сошел на нет. В настоящее время психол. наука допускает определенную долю антропоморфизма при научной интерпретации поведения как людей, так и животных.

См. также Анимизм, Антропология, Оккультизм, Теория Пиаже

И. Л. Чайлд