Остеопороз — это системное заболевание скелета, характеризующееся снижением костной плотности и нарушением микроархитектоники костной ткани. Наиболее значительный клинический аспект — переломы шейки бедра, позвоночника и запястья.

Это типичная болезнь 21 века, перерастающая из «невидимой эпидемии» в «планетарную пандемию». Остеопорозом страдают от 1/3 до половины женщин после 40 лет и половина популяции обоих полов после 75 лет (факторы риска развития вторичного о/пороза имеют 40% мужчин и 25% женщин). У европеек риск переломов — 15%, после 80 лет риск переломов у каждой женщины возрастает на 3% ежегодно. Средний возраст при переломах позвоночника 65 лет, при переломах шейки бедра — 80 лет. После перелома шейки бедра до 25% пациентов умирают в течение 6 месяцев, только от 20 до 50% пациентов возвращаются к прежнему уровню подвижности и могут обходиться без посторонней помощи. Возрастной период развития остеопороза с течением времени неуклонно снижается, количество переломов увеличивается. По отчетам ВОЗ в 1990 г. зафиксировано 1,7 млн. переломов шейки бедра, а в 2050 г. ожидается порядка 6 млн.

Статьи по теме


Оценка нуждаемости детей в психотерапии (assessing children for psychotherapy)

Процесс оценки нуждаемости ребенка в психотер. обычно начинается с обращения родителей, значимых лиц из окружения ребенка, педагогов, агентств по охране здоровья, мед. работников, юристов и, в некоторых случаях, самого ребенка. Сообщаемая при этом информ. варьирует в содержании и деталях, в зависимости от обращающихся лиц. Минимальными данными яв-ся общее заключение о проблеме ребенка. Эта информ. может быть дополнена сведениями о предшествовавшем соматическом, неврологическом, психол. и др. обследованиях, а также пед. оценкой. Разумеется, весьма ценными представляются данные о развитии и соц. аспектах жизни ребенка. Дополнительно должно быть уточнено, кто будет проводить психодиагностическое интервью, в каком формате и каков размер оплаты за первый сеанс.

Следующей фазой процесса является организация психодиагностического интервью. В первом сеансе диагностики обычно принимают участие мать, отец и ребенок. Одним из подходов яв-ся индивидуальная беседа с каждым из них, причем большая часть времени уделяется ребенку. В том же составе может быть проведена заключительная встреча для получения обратной связи и сообщения рекомендаций. Беседа ведется в следующей последовательности: мать, отец, затем ребенок. В фокусе беседы должно быть получение информ. о ребенке, видении родителями проблем ребенка и их взаимоотношений с ним. Часто мать дает наиболее подробные сведения о развитии ребенка, в то время как отец может поделиться альтернативными аспектами его проблем. В беседе с ребенком следует придерживаться задаваемого им направления беседы с учетом наиболее приемлемых для него форм самовыражения. Это может включать, наряду с разговором, игру, рисование, складывание кубиков или мозаики. Выбор адекватного способа взаимодействия с ребенком определяется такими переменными, как возраст, интеллектуальное и соц. развитие, а также видимый уровень нарушений.

Цель процесса психодиагностического интервьюирования — интеграция всей полученной информ. для формулирования обоснованных рекомендаций. Перед сообщением рекомендаций участникам предоставляется обратная связь по результатам психодиагностического интервью. Консультант делится своими наблюдениями и впечатлениями о взаимодействии с ними в связи с имеющейся проблемой. Следует уделить достаточное время для совместного обсуждения этих комментариев. Проводящий оценивание должен взять на себя обязанность объяснить существо психотерапевтического процесса с акцентом на терапевтических отношениях и контакте между терапевтом и клиентом. В известной мере могут обсуждаться цели психотер. и средства достижения этих целей.

Конечной фазой этого процесса является интеграция полученных сведений для продуктивных рекомендаций относительно возможной нуждаемости в психотерапии.

См. также Клиники детской психокоррекции, Диагнозы, Семейное консультирование, Психотерапия

С. С. Кэрдоун