Остеопороз — это системное заболевание скелета, характеризующееся снижением костной плотности и нарушением микроархитектоники костной ткани. Наиболее значительный клинический аспект — переломы шейки бедра, позвоночника и запястья.

Это типичная болезнь 21 века, перерастающая из «невидимой эпидемии» в «планетарную пандемию». Остеопорозом страдают от 1/3 до половины женщин после 40 лет и половина популяции обоих полов после 75 лет (факторы риска развития вторичного о/пороза имеют 40% мужчин и 25% женщин). У европеек риск переломов — 15%, после 80 лет риск переломов у каждой женщины возрастает на 3% ежегодно. Средний возраст при переломах позвоночника 65 лет, при переломах шейки бедра — 80 лет. После перелома шейки бедра до 25% пациентов умирают в течение 6 месяцев, только от 20 до 50% пациентов возвращаются к прежнему уровню подвижности и могут обходиться без посторонней помощи. Возрастной период развития остеопороза с течением времени неуклонно снижается, количество переломов увеличивается. По отчетам ВОЗ в 1990 г. зафиксировано 1,7 млн. переломов шейки бедра, а в 2050 г. ожидается порядка 6 млн.

Статьи по теме


Половые различия в склонностях к математике (sex differences in mathematics)

На протяжении ряда лет сообщалось о П. р. в склонности к математике, согласно к-рым лица мужского пола более способны к изучению этой дисциплины. Однако такие различия становятся заметными только в младшей средней школе (9—10 классы). В целом, в это время девочки превосходят мальчиков в решении задач на вычисления, тогда как мальчики явно сильнее девочек в решении задач, требующих способности к мат. рассуждению. Хотя П. р. в общей способности к мат. рассуждению довольно значительны, П. р. в успешности выполнения определенных видов мат. заданий еще больше. По сравнению с представителями мужского пола, лица женского пола реже завершают изучение курсов математики в средней школе и колледже в соответствии с установленными квалификационными требованиями, реже поступают на факультеты точных наук в колледжах (где требуют успешного освоения определенного количества мат. курсов в период обучения в средней школе) и имеют меньший показатель продолжительности работы в областях, требующих мат. знаний и навыков.

Для объяснения этих различий выдвигалось неск. гипотез. Гипотеза маскулинной идентификации гласит, что для того, чтобы иметь интерес и способность к овладению математикой, необходимо психологически идентифицироваться с мужским полом. Согласно гипотезе соц. подкрепления, связанные с полом различия в мат. достижениях обусловлены, по крайней мере частично, дифференциальным соц. подкреплением и различающимися ожиданиями в отношении мальчиков и девочек.

Феннема и Шерман высказали предположение, что П. р. в способности к мат. рассуждению — всего лишь результат того обстоятельства, что мальчики под воздействием факторов социализации выбирают для изучения больше курсов математики и изучают ее в большем объеме, чем девочки. Бенбоу и Стэнли представили данные, к-рые противоречат этой теории. Они считают, что скорее всего сочетание эндогенных и экзогенных переменных служит причиной относительно высокого уровня мат. мышления у большей доли мальчиков по сравнению с девочками. Однако пока не удается установить, какие именно взаимодействия таких факторов, как особенности окружающей среды, соотношение женских и мужских гомонов, физиологически обусловленные различия в уровнях активации и разная латерализация полушарий, могли бы стоять за П. р. в склонностях к математике.

См. также Успеваемость и учебные потоки, Результаты научения (I, II), Школьное обучение

К. П. Бенбоу