Остеопороз — это системное заболевание скелета, характеризующееся снижением костной плотности и нарушением микроархитектоники костной ткани. Наиболее значительный клинический аспект — переломы шейки бедра, позвоночника и запястья.

Это типичная болезнь 21 века, перерастающая из «невидимой эпидемии» в «планетарную пандемию». Остеопорозом страдают от 1/3 до половины женщин после 40 лет и половина популяции обоих полов после 75 лет (факторы риска развития вторичного о/пороза имеют 40% мужчин и 25% женщин). У европеек риск переломов — 15%, после 80 лет риск переломов у каждой женщины возрастает на 3% ежегодно. Средний возраст при переломах позвоночника 65 лет, при переломах шейки бедра — 80 лет. После перелома шейки бедра до 25% пациентов умирают в течение 6 месяцев, только от 20 до 50% пациентов возвращаются к прежнему уровню подвижности и могут обходиться без посторонней помощи. Возрастной период развития остеопороза с течением времени неуклонно снижается, количество переломов увеличивается. По отчетам ВОЗ в 1990 г. зафиксировано 1,7 млн. переломов шейки бедра, а в 2050 г. ожидается порядка 6 млн.

Статьи по теме


Вспышки раздражения (tantrums)

В. р. — это вспышка ярости, часто выражающаяся в нанесении ударов ногами и руками, пронзительных криках, плаче, разрушении окружающих предметов и тому подобном поведении. В. р. наиболее типичны для детей, но наблюдаются тж в более позднем возрасте у лиц с задержкой психического развития. Обычно это реакции на фрустрацию, к-рые часто крайне огорчают взрослых, особенно если происходят в общественных местах.

Фрустрация, достаточная для провоцирования В. р., может вызываться действиями родителей или др. взрослых, мешающими ребенку достичь своих целей. Поэтому В. р. нередко представляют собой тип борьбы за власть между ребенком и родителями. Появлению В. р. часто благоприятствует неосторожное потворствование родителей желаниям ребенка при нек-рых обстоятельствах .

Эффективное лечение В. р. включает предложенный Хэйр-Мастином прием поощрения родителями В. р., использование различных методик оперантного обусловливания в терапевтической ситуации (напр., задержка, наказание за реакцию, подкрепление адекватного поведения, угашение) и методики структурированной модификации поведения, применяемые родителями.

См. также Отношения «родитель — ребенок»

Т. С. Беннетт